факты на заметку
В 2000 году Все 6 топовых мест в Formula Worlds были выиграны на широких досках Starboard F 175.

Школа виндсерфинга: Трапеция

Если вам приходится делать паузу в катании из - за того что сильно устают руки, значит пора прикупить трапецию и трапец шкотики. От того какой стиль катания вам больше нравится и в какой дисциплине вы намерены особенно преуспеть зависит ваш выбор, т.к. трапеции бывают разные по предназначению и конструкции. Для гонок race, slalom которые предусматривают длинные галсы больше всего подходят сидячие трапеции, для freestyle, freeride, wave лучший выбор поясные трапеции, при этом если вы хотите себя чувствовать более защищенным от стихии лучше выбрать комбинированную со спасжилетом трапецию, а для летних условий можно выбрать трапецию комбинированную со штанами. Длина трапец шкотов зависит от того какой тип трапеции вы выбрали и от вашего роста. Для сидячих трапеций шкотики нужны более линные чем для поясных, так же если вы высокий человек, вам понадобятся более длинные трапец-шкоты.

Сидячие трапеции race, slalom

seat harness

Преимущества сидячих трапеций в том что они позволяют более комфортно ходить длинными галсами, особенно на больших парусах. Из-за того что трапеция обхватывает ваши бедра с внутренней стороны она не может сьехать по вашему телу вверх, как это делают поясные трапеции при долгом нахождении в низкой стойке. Вы как бысидите на трапеции, ваш центр тяжести находится ниже чем в поясной трапеции, поэтому вам легче уравновешивать силу тяги большого паруса, и вам легче контролировать парус. При амортизировании коленями волн за счет более длинных трапец шкотов, ваше тело (а значит и центр тяжести) находится в одной точке по отношению к доске, поэтому правильно отвисая на сидячей трапеции вы будете находиться в более стабильном положении чем на поясной трапеции. Недостатком сидячей трапеции является необходимость совершать более амплитудные движения при отцеплении и зацеплении за трапец шкоты, на эти операции нужно потратить больше времени, чем при использовании поясной, поэтому в условиях больших волн или при исполнении элементов фристайла пользоваться сидячими трапециями немного сложнее, хотя конечно самый главный фактор это мастерство виндсерфера.

Поясные трапеции freestyle, freeride, wave

waist harness

Поясные трапеции, если можно так выразиться, более быстрые в плане использования. Вы практически мгновенно можете отцепиться от трапеции если вам нужно. Поясные трапеции подразумевают более высокую стойку и из-за этого позволяют быстрее реагировать на изменения происходящие с парусом и доской. Поэтому выполнять разные элементы фристайла в поясных трапециях легче, особенно для новичка. Главным недостатком таких трапеций является то, что постепенно трапеция может съехать вверх по вашему телу, особенно если вы неплотно её оденете. Этот недостаток проявляется в основном при долгих нахождениях в низких стойках. Так же в поясной трапеции тяжелее удерживать большой парус, особенно на порывах, т.к. центр сил на трапеционном крючке находится немного выше. По конструкции поясные трапеции могут выполняться вместе со спасжилетом или быть скомбинированными вместе со штанами, что выбирать - решать вам. На вашем теле поясная трапеция должна располагаться так, чтобы крюк находился примерно на вашем пупке, затягивать трапецию нужно как можно плотнее, но конечно не настолько чтобы затруднять дыхание. На некоторых трапециях крюк фиксируется ремнями, но есть модели, так называемые автоматы - на них крюк фиксируется защелками. Такие трапеции намного удобнее при одевании, единственное на что нужно обратить внимание - из чего сделана лента с защелками, лучше чтобы она была металлической, т.к. любые пластмассовые детали ослабевают под воздействием солнечных лучей и не стойки к постоянным изгибающим моментам.

Принцип действия трапеции, силы и моменты

Ваша основная задача при хождении на доске - уравновесить тягу паруса. Чем больше доска, тем больше ее масса и сопротивление, соответственно энергии для вывода на глиссирование и поддержание этого режима требуется больше, при этом возрастает необходимая площадь паруса. Но даже на маленькой доске с маленьким парусом сила тяги, которую трабуется уравновесить достаточно большая и ваши руки не смогут долго испытывать такую нагрузку. Для этого существует трапеция - основная ее функция снять нагрузку с ваших рук и переместить ее на ваше туловище, другими словами использовать ваше тело как противовес парусу, и связующим звеном в этом случае выступают трапец шкоты, а не руки. Тяга трапеции направлена в противоположную сторону таге паруса и необходимым условием равновесия является расположение этих сил на одной прямой, в идеале вам руки для этого не нужны, но на самом деле точка центра тяги паруса не остается все время на одном и том же месте, т.к. парус меняет форму при изменении силы ветра, да и ветер дует не равномерно и постоянно меняет направление в небольших пределах. Поэтому возникают поворачивающие моменты (силы паруса и трапеции постоянно незначительно расходятся не меняя направления) И вы компенсируете эти расхождения руками, чем точнее расположены ваши шкотики на гике - тем меньшие усилия вам требуются для уравновешивания.

waist harness

Самый главный момент при настройке шкотиков - найти точку на гике, через которую проходит линия силы тяги паруса (на рисунке черная тонкая линия) трапец шкоты должны крепиться так, чтобы цепляясь трапецией за них крюк трапеции находился на этой линии, при этом ваши руки будут максимально разгружены, если точка в которой крюк трапеции зацеплен за шкотики смещена в корму доски возникает момент, который вы компенсируете носовой рукой (на рисунке показыно красными стрелками, носовая рука устает больше) если точка смещена к мачте, возникает момент который вы вынуждены компенсировать кормовой рукой (кормовая рука устает больше) Чем дальше смещена точка тяги трапеции, тем больше приходится усилий на ту или иную руку. Вооружите парус на берегу, оденьте трапецию и попытайтесь зацепиться трапецией за парус, наполните парус ветром и постарайтесь определить как вам нужно передвинуть трапец шкоты, чтобы вы могли удерживать парус без рук, делать это желательно при хорошем ветре. Проделайте это для обеих сторон гика, а более точную настройку вы проведете уже при катании - самый главный признак правильного расположения шкотиков на гике - ваши руки устают одинаково (а в идеале вообще не устают). Если больше устает носовая рука - передвиньте шкотики ближе к мачте, если больше устает кормовая рука - передвиньте шкотики ближе к корме. Расстояние между концами шкотиков на гике должно быть не больше двух кулаков.

Никаких специальных условий для ходжения в трапеции не существует, если вы правильно настроили трапец - шкоты, правильно подобрали и одели трапецию, никаких проблем у вас возникнуть не должно, как только вы заняли более менее стабильное положение на доске, выровняли курс - можно цепляться за трапец-шкоты. Наверное вы уже привыкли к хождению без трапеции и ваши руки уже натренированы так что вы можете себе позволить некоторое время не цепляться трапецией за шкоты - избавляйтесь от этой привычки как можно бвстрее, чем быстрее вы научитесь контролировать доску в трапеции, тем быстрее вы станете в петли, поэтому цепляйтесь трапецией при первой же возможности. harness Конечно это не значит что нужно любой ценой оставаться зацепленным, если вам кажется что оставаться зацепленным не стоит, тут же снимайтесь. Сняться с трапец шкотов следует перед выполнением поворотов, при закисании ветра, можно было бы написать что также сняться нужно перед тем как порыв вас босит вперед (и вы увлекаемые трапецией упадете на парус или на нос доски) но т.к. порыв приходит внезапно, и скорее всего вы поймете о том что неплохо было бы сейчас сняться слишком поздно, лучше сразу учитесь падать так чтобы не получить травм или не порвать парус. Никогда при падении не отпускайте гик, наоборот - почувствовав что вы упадете - крепче сожмите гик и тогда вы упадете не на парус, а как бы упретесь в гик руками, после чего можно уже отцепиться. Самое опасное падение - когда вы немного уваливаетесь и вас настигает порыв, вы не можете видеть что происходит сзади, поэтому порыв будет для вас полной неожиданностью, при падении в такой ситуации вас вместе с парусом бросает на нос доски, поэтому будте готовы к порыву при уваливании в трапеции и разместите свое тело немного в корму, чтобы устоять порыву, но если вас все таки понесло, руками удерживайте гик и старайтесьупасть вбок, на подветренную сторону, это трудно поэтому лучше не допускать таких ситуаций. При хождении в трапеции следите за тем, чтобы вашим весом как бы придавливать шарнир к поверхности воды, тем самым вы создаете MFP, без правильного соблюдения MFP (давление на шарнир) вы не сможете встать в петли, т.к. чтобы иметь возможность найти ногой петлю вам надо будет ногу от поверхности доски оторвать и если при этом ваша нога учавствует в распределении веса на доске равновесие сил и моментов нарушится и вы вместо того чтобы встать в петлю будете вынуждены лихорадочно восстанавливать равновесие. Ваше тело в трапеции должно напоминать груз привязанный к гику - ваше тело должно висеть на гике, причем вес должен тянуть гик как можно больше вниз, а не наружу от паруса, но при этом ваше тело должно находиться над водой, а не над доской - пытайтесь найти оптимальное положение вашего тела вывешенного на трапеции, от этого зависит ваша скорость, стабильность и экономия сил - помните когда вы правильно висите на трапеции ваше тело не испытывает нагрузок. При хождении в трапеции возьмите себе за правило пытаться на несколько мгновений отпустить по очереди то одну руку, то другую - это поможет вам определить возможные ошибки по распределению веса, положению вашего тела и настройке трапец шкотов. Если вы идете остро к ветру (привелись) висите немного вперед, если вы уваиваетесь - отвисайте ближе к корме. И напоследок - есть конструкции трапец шкотов позволяющие одеть их на гик, не разбирая его, это намного удобней.

После того, как трапеция стала нашим другом, пора пополнить ряды более "продвинутых" фрирайдеров, которые уже умеют  глиссировать в петлях дальше

Windseekers

"Школа виндсерфинга для новичка":
Курсы парусника - теория
Выбираем свою первую матчасть
Первые метры на виндсерфинге
Самый простой фордак
Фордак одной рукой (one hand jibe)
Оверштаг
Использование трапеции
Глиссирование в петлях
Водный старт
jibe clew first

Windseekers
Developers: skat, wolf